Как выбрать мотошколу?
В статье приведено независимое мнение частного инструктора.
Перед многими новичками зачастую встает нелёгкая задача выбора мотошколы. И действительно, эта задача не из простых, ведь от этого выбора зависит очень многое в дальнейшей мотожизни ученика. В Санкт-Петербурге к сезону 2014 года действует как минимум 8 мотошкол и не менее 15 частных инструкторов. Я советую новичкам обращаться именно в мотошколы, так как с частного инструктора спроса практически никакого, а мотошкола отвечает за предоставленные услуги в юридическом порядке. В этой статье не рассматриваются школы мотокросса, так как это спортивные школы.
Итак, давайте попробуем разобраться на что стоит обращать внимание при выборе мотошколы, а на что можно закрыть глаза:
Реклама и сайты мотошкол
Реклама — двигатель торговли, не стоит ориентироваться на неё! Как вы знаете единственная её задача втюхать вам что-либо любой ценой. Мотошколы, тратящие много денег на рекламу, как правило самые плохие, в них зачастую разбитая, старая техника и инструктора без образования, «набранные по объявлению». Стандартный пример — мотошкола BMW, рекламы практически нет, но при этом является одной из лучших в Санкт-Петербурге и России.
Любые демонстративные скидки, типа «только до 4 марта, скидка на обучение 50%» — обычный обман, направленный сыграть на вашей бережливости. Не стоит даже рассматривать такие мотошколы в качестве своих учителей.
Чем проще сайт мотошколы, тем лучше. Хорошая мотошкола заботится, чтобы вся информация была минимизирована и предельно понятна любому, зашедшему на сайт. Бравада и самонахваливание — дурной знак. Готовность мотошколы рекомендовать ученику другую школу редкий, но очень положительный момент. Если у мотошколы больше одного сайта-сразу в чёрный список.
Не ориентируйтесь на положительные отзывы на сайтах и в группах соцсетей, как правило они написаны самой мотошколой, от разных имён. Не будьте наивны, все плохие отзывы и критика мгновенно удаляются.
Примечание от нашей мотошколы: Мотошколы Дримрайдер это не касается, мы все отзывы сохраняем и критику в том же числе, и пытаемся исправлять свои ошибки.
Руководство мотошколы
Руководитель или директор мотошколы обязательно должен самостоятельно регулярно вести занятия с учениками, это показывает заинтересованность руководства мотошколы в качественном учебном процессе. Если в мотошколе работают только наёмные инструктора, не стоит ждать от такой мотошколы качественного обучения.
Программы обучения мотошкол
На данный момент почти все мотошколы среднего ценового диапазона учат одинаково, не верьте сказкам о европейских, американских и др. разнообразных системах обучения. Сейчас есть базовая часть японской мотошколы Yamaha, на которую навешивают всякие дополнения по своему усмотрению, называя это авторскими программами. Исключением могут быть школы, которые могут предоставить сертификаты об обучении своих инструкторов за рубежом.
Среднее время обучения человека управлению мотоциклом с нуля (в которое также входит отработка экзаменационных упражнений) для последующего безопасного выезда в город, это 10-12 практических занятий (не менее 20 часов) . Если вас обещают обучить безопасному пилотированию в городе за меньшее время — откажитесь от этой мотошколы.
Мотошкола должна учить вождению мотоцикла как на специальной изолированной площадке, так и в городе, обучать как новичков, так и повышать квалификацию и исправлять ошибки мотоциклистов с опытом вождения.
Обратите внимание на возможность мотошколы обучать детей, это очень большой плюс, т.к. инструктора, занимающиеся с детьми, одни из самых профессиональных и положительных людей.
Техника для обучения
Мотоциклы, на которых вас будут учить должны быть технически исправными и ухоженными, если мотошкола не следит за техникой, то скорее всего так же относится и к своим ученикам.
Мотопарк должен быть укомплектован как лёгкими мотоциклами, типа Yamaha YBR 125, так и полноценными тяжёлыми аппаратами на подобие Honda CB 400. Детские мотоциклы также хороший знак. Для Санкт-Петербурга актуально наличие у мотошколы мотоцикла Минск, используемого ГИБДД при приеме экзаменов на категорию А.
Так же обратите внимание чтобы на всех мотоциклах были защитные дуги, которые будут спасать ваши ноги при падении.
Учебные площадки
Чем больше у школы учебных площадок по городу, тем сомнительнее то, что школа может их качественно укомплектовать. Факты на сегодняшний день это подтверждают.
Площадки должны работать как летом так и зимой. Должны быть безопасными для обучения, всевозможные стены и препятствия должны быть закрыты мягкими заграждениями (шины, пластмассовые бочки и пр.)
Само собой на площадке должны быть все условия для учеников: санузел, зона ожидания, раздевалка, камера хранения.
Желательно чтобы площадка была укомплектована полноразмерными макетами узлов и агрегатов мотоцикла, плакатами и соответствующей литературой для наглядности теоретической части обучения.
ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ НА ПЛОЩАДКЕ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ!
Экипировка
В обязательном порядке всем ученикам должна быть предоставлена сертифицированная защитная экипировка, это: шлем, защита коленей и локтей, перчатки. Так же хорошим знаком будет наличие у мотошколы более усиленной защиты такой как: «черепахи», мотоботы, мото шорты,кроссовые шлема, усиленная защита ног, защита спины и шеи.
Вся экипировка должна быть в хорошем состоянии: отсутствие трещин на пластиковой защите, перчатки не должны быть порванными, фиксирующие элементы (резинки, липучки, молнии, кнопки и застёжки) не должны быть разболтанными, растянутыми или вообще отсутствовать!
Ученикам должны предоставляться одноразовые гигиенические шапочки, по надобности одноразовые носки и перчатки. Вся экипировка, прилегающая к открытому телу, должна регулярно проходить соответствующую гигиеническую обработку!
Инструктора
Как не печально, но до сих пор в некоторых мотошколах работают «инструктора», у которых даже нет водительских удостоверений, не поленитесь проверить у инструктора хотя бы наличие прав категории А.
Инструктор обязательно должен иметь стаж вождения как мотоцикла, так и автомобиля не менее 3х лет. Мотоинструктор должен регулярно ездить на своем мотоцикле, «сапожник без сапог» должен вас насторожить. Желательно наличие диплома о прохождении курсов инструктора автошколы, но далеко не обязательно, т.к. в большинстве случаев он просто покупается. Отлично, если инструктор является действующим или бывшим участником соревнований по мотокроссу или имеет сертификаты обучения за рубежом.
Конечно же инструктор обязан быть психически уравновешенным человеком, если он повышает на вас голос или агрессивно ругается, требуйте возврата денег и ищите другую мотошколу.
Никакой инструктор не в силах хорошо вести инструктаж и проводить занятия более чем у 2 человек одновременно! Идеальный вариант занятия 1 на 1. Инструктор должен быть всегда рядом с учеником и отвечать на все его, даже глупые, на первый взгляд, вопросы. Инструктор никогда не должен упускать учеников из виду и уж тем более покидать учебную площадку пока на ней есть ученики (ходить покурить, пообедать и т.п.).
Пожалуй, это основные критерии на которые стоит обратить внимание.
Ну и разумеется не стоит торопиться, созвонитесь со школой, выясните все о чём мы говорили выше, посетите их учебную площадку и посмотрите лично на процесс обучения, только после этого записывайтесь на занятия!
Удачи всем начинающим и опытным мотоциклистам! И… в добрый путь!
Записано из рекомендаций Сергея Васютина, частного мото-инструктор с 2003 года.