Как правильно выбрать защитную экипировку мотоциклисту?
Могут ли обычные владельцы мототехники правильно подобрать элементы экипировки, руководствуясь только внешним дизайном и опытом использования? Скорее всего нет! Специальная одежда для езды на мотоциклах выпускается уже много лет различными компаниями, но самостоятельно выбрать и приобрести экипировку с достаточным уровнем защиты очень сложно, не владея нужной информацией.
Европейские стандарты предусматривают классификацию изделий с защитными свойствами и их маркировку. Владельцы мототехники могут получить подробности в Директиве Personal Protective Equipment, где прописаны все отличия между элементами одежды с защитой и без неё.
Директива предлагает такое условное разделение выпускаемой экипировки для мотоциклистов:
1. Без защиты. Верхняя одежда, используемая для защиты тела от непогоды и низкой температуры;
2. Без защиты, оснащённая противоударными протекторами. Входящие в комплект защитные протекторы имеют маркировку СЕ. Они монтируются на коленях, локтях, плечах и спине. Других отличий от первой категории нет;
3. Защитная. Комплекты одежды имеют маркировку СЕ и могут состоять из различных предметов. Все элементы проходят обязательную европейскую сертификацию и испытания. Применяются стандарты Cambridge или SATRA. В комплекте идут также маркированные протекторы.
Определение категории экипировки
Обычно надёжные производители указывают на своих комплектах принадлежность товара к той или иной категории, поэтому в таком случае не возникает сложностей. Однако отдельные компании второго и третьего эшелона могут пользоваться доверием покупателя и продавать под своей маркой неполноценную продукцию. Например, используют вставки из пластика, которые вшивают в рукава, штаны или на спину. Такой же материал применяется в ботинках или перчатках. Покупатели не проверяют защитные свойства вставок, а доверяют производителю.
Другим методом обмана является распространение сертификата защитных вставок СЕ на всё изделие, где они используются. В результате, производитель искусственно притягивает экипировку из второй категории в третью. Такая одежда нарушает правила сертификации и не соответствует законодательству.
Если посмотреть предметы экипировки, то можно встретить обозначение СЕ на подкладке. Часто оно указывает только на защитные вставки, тем самым обманывая покупателя.
Если изготовитель мотоэкипировки в своих рекламных продуктах твердит, что его комплекты имеют дополнительные средства защиты, то они обязательно указываются в Директиве Personal Protective Equipment. Покупателям не стоит полагаться на словосочетания: берёт на себя все удары при падении, ударостойкость, мы думаем только о безопасности и других.
Так что делать покупателю для осуществления правильного выбора при покупке?
Ларчик открывается очень просто: каждый комплект или отдельный элемент одежды с нанесённым обозначением СЕ обязательно должен иметь руководство, где расписаны характеристики предметов и правила использования. В документе обязательно присутствует информация о проведении испытаний и их результатах, методах установки и извлечения защитных вставок, способы чистки одежды, срок эксплуатации и многое другое. В конце обычно следует контактная информация для связи с организацией, проводившей испытания изделий. Для проверки стоит пообщаться с представителями этой организации и выяснить подлинные данные. Кроме того, можно обратиться в британское Министерство Торговых Стандартов. Там сохраняются все данные о подлинности проверки.
При отсутствии письменных сведений о защитных свойствах одежды следует использовать её как не имеющую защиты. Если продавец рассказывает, что стандартизации подвергается только одежда профессиональных спортсменов, то он попусту врёт. Стандарты распространяются не на квалификацию или ранг мотоциклиста, а на комплекты экипировки.
Существует также стойкое заблуждение, что стоимость проведения испытаний и сертификации очень дорого обходится покупателям. В Великобритании сертификаты СЕ начали получать в первых рядах мелкие производители одежды с защитой. За последние пять лет технологичность изготовления экипировки выросла и теперь стоимость одного комплекта значительно снизилась, поэтому компании могут без проблем сертифицировать свою продукцию.
Развитие европейского законодательства сертификации защитной одежды
Производимая экипировка для мотоциклистов должна обязательно соответствовать Директиве РРЕ, вошедшей в британское законодательство с 1995 года. С этого времени все компании, выпускающие одежду для езды на мотоцикле, обязаны чётко разделять продукцию на защитную и не имеющую защиты. После проведения независимого исследования специальными уполномоченными компаниями товары могут получить обозначение СЕ.
Первое положение Директивы РРЕ не включало экипировку для мотоциклистов. Законодатели отменили тогда стандарт ACU, отвечающий за гоночную одежду, и любители мотоциклов остались незащищёнными. К законодателям обратились Уилсон (Garth Willson) и Пéтрович (Petrovich) из европейской комиссии с просьбой о сертификации экипировки для мототехники. Разработкой закона занялось известное агентство Comite Europeen Normalisation.
В результате на свет в 1998 году появился EN 1621-1, знакомый теперь многим любителям мотоциклов. В нём зафиксированы правила сертификации защитных вставок. В дополнение к нему выпущен prEN 1621-2, где речь идёт о защите спины. Этот норматив пока используется в предварительной редакции, но скоро должен стать полноценным стандартом. Кроме них, действуют ещё EN 13595, EN 13594, EN13634.
Впервые о стандарте ACU покупатели узнали из рекламы нового мотокомбинезона. Информация оказалась уткой, хотя компания Auto Cycle Union существовала. Руководство организации после многократных звонков решило адаптировать положения федерации FIM к требованиям обычных покупателей техники. В результате появился на свет и сам стандарт. Поскольку его положения о защите одежды были во многом противоречивы и туманны, то производители стали пользоваться лазейками и выпускать некачественный товар. После очередной аварии вылезли все недостатки защитной одежды и ACU запретила одну из известных европейских марок специальной одежды.
Работа по улучшению нормативов проходила в Великобритании и Германии. В результате прений и согласований было принято решение, что одежда, защищающая только от непогоды, не относится к РРЕ категории. Если в ней предполагается установка щитков, то они обязательно должны пройти испытание и получить сертификат.
Окончательный вариант стандарта направили в британский BSI. После проверок и согласований в 1997 году появился EN 1621-1, где расписывались чётко требования и методика испытаний протекторов защиты.
Через пять лет вышел следующий стандарт — EN 13595, состоящий из четырёх частей. Он описывал защитные качества отдельных частей экипировки: курток, штанов, комбинезонов. Речь шла только об одежде для профессиональных спортсменов.
Стандарты EN 13634 и EN 13594 появились почти одновременно с ним. Первый касался профессиональной обуви, второй перчаток. Методология проведения испытаний имела схожую систему с EN 13595.
В 2004 году Директиву изменили, и новая редакция стала касаться всей линейки товаров для защиты мотоциклистов, а не только профессионалов.
Маркировка СЕ
Кроме буквенного обозначения маркировка должна содержать номер компании, проводившей проверку изделий на соответствие нормам. Обозначение присутствует не только на экипировке. Оно проставляется на упаковке и документации. Маркированная продукция имеет право реализовываться в ЕС.
Основные нормативы мотоэкипировки:
• EN 1621-1. Первая часть норматива направлена на методику тестирования щитков и требования к ним. Процесс проверки проходит на специальном оборудовании. Изделия монтируются на формы, копирующие части тела, к ним прикрепляются датчики нагрузки. Испытание заключается в динамическом ударе по защите. Датчик позволяет получать и записывать нужные данные. Стандарт ограничивает передаваемую силу в 35 Кн;
• EN 1621-2. Вторая часть обозначает требования и испытания защиты для спины. Методика проведения тестирования аналогична. Допускается передавать на спину силу в 18 кН. Энергия удара – 50 Дж;
• EN 13595 ч.1 – 4. Стандарт описывает требования к защитной экипировке профессиональных спортсменов. Материалы для изготовления должны быть безопасными для человека и не содержать вредных примесей. Стандарт указывает особенности покроя и наличие зон риска. С помощью методики тестирования проверяется эргономика изделий, надёжность прилегания к телу и удержание на нём во время движения. Норматив разделяет всю выпускаемую продукцию для мотоциклистов на 3 категории. Предметы экипировки испытываются на истирание абразивным материалом, сопротивление на разрыв и при возможных порезах;
• EN 13594. Стандарт предусматривает требования и методику испытаний перчаток для мотоциклистов. Материал изделий должен отвечать требованиям безопасности для кожи. Применяемые защитные устройства должны быть отделены от тела специальными прослойками. Перчатки обязаны передать силу до 4 кН при ударах в 5 Дж и сопротивляться разрыву не менее 2,5 секунд;
• EN 13634. Стандарт нормирует требования к ботинкам для мотоциклистов и её испытание. Во время испытаний изделия проходят проверку на прочность, износ и удар. Тестируется крепление подошвы и её мягкость;
Вместо заключения
При разработке нормативов мотоэкипировки брались данные многолетних исследований в области защиты тела человека. В результате появилась система сертификации, применяемая сегодня производителями специальной одежды и обуви для мотолюбителей.
Теперь мотолюбитель при выборе продукции в магазине может руководствоваться не только логикой и личным вкусом, но и использовать знания по стандартам для мотоэкипировки.